- Трасса Аутодромо Национале, Монца
- Длина круга 5 793 м
- Количество кругов 53
- Дистанция 306,720 км
  Строительство Autodromo Nazionale di Monza началось в январе 1922 года. Миланский Автомобильный клуб решил отпраздновать свое 25-летие постройкой собственного автодрома. Было рассмотрено несколько проектов, и окончательный выбор пал на парк в Монце, рельеф которого полностью устроил инвесторов, инженеров и строителей. Тут же была учреждена компания по поддержке строительства - S.I.A.S (Societa Incremento Automobilismo e Sport) с полностью частным капиталом. Архитектором трассы стал Альфредо Роселли.
Первоначальный проект включал в себя трек длиной 14 километров, его стоимость оценивалась в 6 миллионов лир. Уже через месяц, в феврале 1922 года символический первый камень был заложен руководителями Миланского Автомобильного клуба, и работа закипела. За рекордный срок в 110 дней трасса была полностью готова к гонкам. Monza Autodrome включала в себя 4,5 километровый изгиб прямой, два комплекса быстрых поворотов (расчетная скорость по тем временам - 180-190 км/ч), связанных двумя прямыми по 1070 метров и поворот с меняющимся радиусом.
Официальное открытие состоялось в дождливый день 3 сентября 1922 года, важность события отмечала фигура премьер-министра. Победителем прошедшей в тот же день гонки стал Пьетро Бордино на Fiat 501.
В 1928 году произошла самая серьезная авария в истории итальянского автоспорта - пилот Эмилио Матерацци врезался в трибуну, погиб сам и погубил 27 зрителей. Гран При Италии решили временно проводить на небольшом участке трассе - от первоначального варианта оставили лишь 4,5 километровый изгиб прямой и несколько поворотов.
Во время войны трасса Monza Autodrome использовалась не по назначению - сначала сюда вывезли архив, затем животных из Миланского зоопарка. Покрытие было окончательно разрушено танковым парадом 1945 года, а боксы и трибуны - еще раньше.
В начале 1948 года Миланский автомобильный клуб принял решение восстановить трассу и снова в рекордные сроки, меньше чем за два месяца трек был готов принять гонщиков. 17 октября Гран При Италии выиграл французский гонщик Вимиль на Alfa Ромео 158, а через неделю здесь финишировал чемпионат мотогонщиков.
В 1955 году строители снова вернулись на трассу, но на этот раз работы предстояли более кардинальные. Возросшие скорости и требования безопасности не сочетались с насыпным фундаментом, нужно было класть бетонный фундамент. Длину уменьшили до 4,250 километров и построили несколько новых участков - кривую с увеличивающимся радиусом назвали Parabolica, а две новых "кривых прямых" позволяли достичь расчетной скорости в 285 км/ч. Вместе с тем модернизировали и десятикилометровый вариант, так что всевозможные гоночные чемпионаты могли выбирать из двух трасс более подходящую. Правда в 1961 году, после страшной аварии длинную трассу закрыли для одноместных машин навсегда. При входе в Parabolica Вольфганг фон Трипс на Ferrari не удержал траекторию и врезался в трибуну. Гонщик и 11 зрителей погибли. Организаторы решили установить железный забор, но во время свободных заездов перед Гран При Италии, 5 сентября 1970 года не выдержал и он. На Lotus Йохена Риндта отказали тормоза в той же Параболике, машина пробила слабое основание заграждения и гонщик погиб.
Если трассу в Монце строили в расчете на рекордную скорость, то теперь перед организаторами стояла задача эту скорость ограничить. И с 1970 года конструкторы и строители вступили в необъявленное сражение. Трассу перекраивают, что бы снизить скорость, конструкторы машин изобретают что-то, чтобы ее повысить. Список страшных аварий все увеличивался и увеличивался.
Швед Ронни Петерсон был одним из специалистов по трассе в Монце. Он побеждал здесь трижды - в 1973, 1974 и 1976 году. Во время старта Гран При Италии 1978 года он попал в тяжелую аварию, сломал обе ноги и был доставлен в городской госпиталь, где вскоре умер. Чемпионом мира стал его партнер по команде Марио Андретти.
В 1988 году именно Монца стала тем камнем, о который споткнулась непобедимая команда McLaren, выигравшая, как оказалось, все Гран При чемпионата за исключением итальянского. За несколько кругов до финиша Айртон Сенна ошибся при прохождении на круг Жана-Луи Шлессера и оказался в гравии, позволив Герхарду Бергеру и Микеле Альборето подарить итальянским тиффози неожиданный дубль Ferrari.
Следующей победы команды из Маранелло на домашней трассе итальянским болельщикам пришлось ждать восемь лет, до 1996 года, когда Михаэль Шумахер одержал в Монце третью победу за свою новую команду Ferrari. В 1997 году в Королевском парке блистал Дэвид Култхард на McLaren, в 1998 году Михаэль Шумахер повторил свой успех за итальянскую команду. В 1999 году лучшим был Хайнц-Харальд Френтцен на Jordan. В 2000 году в гонке, унесшей жизнь маршала, победил Михаэль Шумахер. Гонка в 2001 году была омрачена трагическими событиями в США и жуткой аварией, потрясшей весь автогоночный мир, в которой лишился обеих ног бывший пилот Формулы 1 Алекс Занарди. Хуан Пабло Монтоя тогда одержал первую победу в Формуле 1.
В 2002 году гонка закончилась дублем Ferrari с Рубенсом Баррикелло на первой и Михаэлем Шумахером на второй ступени пьедестала. В 2003 году Михаэль одержал здесь свою пятидесятую победу за итальянскую команду. А 2004 год подарил восьмой в сезоне дубль Ferrari, на этот раз во главе с Рубенсом Баррикелло. В 2005 году лидерство Ferrari на домашней трассе прервала команда McLaren. Кими Райкконен был самым быстрым в квалификации, а его партнер по команде Хуан Пабло Монтоя одержал вторую победу в Монце в своей карьере. Также был зафиксирована любопытная ситуация – Райкконен, взявший поул, из-за смены двигателя стартовал с десятого места. К тому же гонка в 2005 году, несмотря на то, что итальянская трасса считается самой быстрой в чемпионате, стала рекордной в плане надежности. Из 20 стартовавших гонщиков все 20 добрались до финиша и увидели клетчатый флаг – такой ситуации ни разу не было в более чем пятидесятилетний истории Формулы 1.
После финиша Гран При Италии 2006 Михаэль Шумахер, одержавший победу в гонке, объявил о завершении спортивной карьеры по окончании сезона.
Все этапы Гран При Италии
Дата |
Поул-позишн |
Победитель |
Трасса |
11.09.2011 |
Себастьян Феттель
|
Red Bull
|
Себастьян Феттель
|
Red Bull
|
Монца |
12.09.2010 |
Фернандо Алонсо
|
Ferrari |
Фернандо Алонсо
|
Ferrari |
Монца |
13.09.2009 |
Льюис Хэмилтон |
McLaren |
Рубенс Баррикелло |
Brawn GP |
Монца |
14.09.2008 |
Себастьян Феттель |
Toro Rosso |
Себастьян Феттель |
Toro Rosso |
Монца |
09.09.2007 |
Фернандо Алонсо |
McLaren |
Фернандо Алонсо |
McLaren |
Монца |
10.09.2006 |
Кими Райкконен |
McLaren |
Михаэль Шумахер |
Ferrari |
Монца |
04.09.2005 |
Кими Райкконен |
McLaren |
Хуан Пабло Монтоя |
McLaren |
Монца |
12.09.2004 |
Рубенс Баррикелло |
Ferrari |
Рубенс Баррикелло |
Ferrari |
Монца |
14.09.2003 |
Михаэль Шумахер |
Ferrari |
Михаэль Шумахер |
Ferrari |
Монца |
15.09.2002 |
Хуан Пабло Монтоя |
Williams |
Рубенс Баррикелло |
Ferrari |
Монца |
16.09.2001 |
Хуан Пабло Монтоя |
Williams |
Хуан Пабло Монтоя |
Williams |
Монца |
10.09.2000 |
Михаэль Шумахер |
Ferrari |
Михаэль Шумахер |
Ferrari |
Монца |
12.09.1999 |
Мика Хаккинен |
McLaren |
Хайнц-Харальд Френтцен |
Jordan |
Монца |
13.09.1998 |
Михаэль Шумахер |
Ferrari |
Михаэль Шумахер |
Ferrari |
Монца |
07.09.1997 |
Жан Алези |
Benetton |
Дэвид Култхард |
McLaren |
Монца |
08.09.1996 |
Дэмон Хилл |
Williams |
Михаэль Шумахер |
Ferrari |
Монца |
10.09.1995 |
Дэвид Култхард |
Williams |
Джонни Херберт |
Benetton |
Монца |
11.09.1994 |
Жан Алези |
Ferrari |
Дэмон Хилл |
Williams |
Монца |
12.09.1993 |
Ален Прост |
Williams |
Дэмон Хилл |
Williams |
Монца |
13.09.1992 |
Найджел Мэнселл |
Williams |
Айртон Сенна |
McLaren |
Монца |
08.09.1991 |
Айртон Сенна |
McLaren |
Найджел Мэнселл |
Williams |
Монца |
09.09.1990 |
Айртон Сенна |
McLaren |
Айртон Сенна |
McLaren |
Монца |
10.09.1989 |
Айртон Сенна |
McLaren |
Ален Прост |
McLaren |
Монца |
11.09.1988 |
Айртон Сенна |
McLaren |
Герхард Бергер |
Ferrari |
Монца |
06.09.1987 |
Нельсон Пике |
Williams |
Нельсон Пике |
Williams |
Монца |
07.09.1986 |
Тьерри Фаби |
Benetton |
Нельсон Пике |
Williams |
Монца |
08.09.1985 |
Айртон Сенна |
Lotus |
Ален Прост |
McLaren |
Монца |
09.09.1984 |
Нельсон Пике |
Brabham |
Ники Лауда |
McLaren |
Монца |
11.09.1983 |
Риккардо Патрезе |
Brabham |
Нельсон Пике |
Brabham |
Монца |
12.09.1982 |
Марио Андретти |
Ferrari |
Рене Арну |
Renault |
Монца |
13.09.1981 |
Рене Арну |
Renault |
Ален Прост |
Renault |
Монца |
14.09.1980 |
Рене Арну |
Renault |
Нельсон Пике |
Brabham |
Имола |
09.09.1979 |
Жан Жабиль |
Renault |
Джоди Шектер |
Ferrari |
Монца |
10.09.1978 |
Марио Андретти |
Lotus |
Ники Лауда |
Brabham |
Монца |
11.09.1977 |
Джеймс Хант |
McLaren |
Марио Андретти |
Lotus |
Монца |
12.09.1976 |
Жак Лаффит |
Ligier |
Ронни Петерсон |
March |
Монца |
07.09.1975 |
Ники Лауда |
Ferrari |
Клей Регацциони |
Ferrari |
Монца |
08.09.1974 |
Ники Лауда |
Ferrari |
Ронни Петерсон |
Lotus |
Монца |
09.09.1973 |
Ронни Петерсон |
Lotus |
Ронни Петерсон |
Lotus |
Монца |
10.09.1972 |
Жаки Икс |
Ferrari |
Эмерсон Фиттипальди |
Lotus |
Монца |
05.09.1971 |
Крис Амон |
Matra |
Питер Гэфин |
BRM |
Монца |
06.09.1970 |
Жаки Икс |
Ferrari |
Клей Регацциони |
Ferrari |
Монца |
07.09.1969 |
Йохан Риндт |
Lotus |
Джеки Стюарт |
Matra |
Монца |
08.09.1968 |
Джон Сертиз |
Honda |
Дэнни Хальм |
McLaren |
Монца |
10.09.1967 |
Джим Кларк |
Lotus |
Джон Сертиз |
Honda |
Монца |
04.09.1966 |
Майкл Паркес |
Ferrari |
Лука Скарфиотти |
Ferrari |
Монца |
12.09.1965 |
Джим Кларк |
Lotus |
Джеки Стюарт |
BRM |
Монца |
06.09.1964 |
Джон Сертиз |
Ferrari |
Джон Сертиз |
Ferrari |
Монца |
08.09.1963 |
Джон Сертиз |
Ferrari |
Джим Кларк |
Lotus |
Монца |
16.09.1962 |
Джим Кларк |
Lotus |
Грехем Хилл |
BRM |
Монца |
10.09.1961 |
Вольфганг фон Трипс |
Ferrari |
Фил Хилл |
Ferrari |
Монца |
04.09.1960 |
Фил Хилл |
Ferrari |
Фил Хилл |
Ferrari |
Монца |
13.09.1959 |
Стирлинг Мосс |
Cooper |
Стирлинг Мосс |
Cooper |
Монца |
07.09.1958 |
Стирлинг Мосс |
Vanwall |
Тони Брукс |
Vanwall |
Монца |
08.09.1957 |
Свен Льюис-Эванс |
Vanwall |
Стирлинг Мосс |
Vanwall |
Монца |
02.09.1956 |
Хуан-Мануэль Фанхио |
Ferrari |
Стирлинг Мосс |
Maserati |
Монца |
11.09.1955 |
Хуан-Мануэль Фанхио |
Mercedes |
Хуан-Мануэль Фанхио |
Mercedes |
Монца |
05.09.1954 |
Хуан-Мануэль Фанхио |
Mercedes |
Хуан-Мануэль Фанхио |
Mercedes |
Монца |
13.09.1953 |
Альберто Аскари |
Ferrari |
Хуан-Мануэль Фанхио |
Maserati |
Монца |
07.09.1952 |
Альберто Аскари |
Ferrari |
Альберто Аскари |
Ferrari |
Монца |
16.09.1951 |
Хуан-Мануэль Фанхио |
Alfa Romeo |
Альберто Аскари |
Ferrari |
Монца |
03.09.1950 |
Хуан-Мануэль Фанхио |
Alfa Romeo |
Джузеппе Фарина |
Alfa Romeo |
Монца |
|