- Полное имя Дженсон Александр Лионс Баттон
- Дата рождения 19 января 1980 г.
- Место рождения Фром, Сомерсет, Великобритания
- Семеной положение холост
- Рост 1.82 м
- Вес 72 кг
Год |
Команда |
Гран При |
Старты |
Победы |
Подиумы |
Поулы |
Очки |
Место |
2000 |
Williams |
17 |
17 |
0 |
0 |
0 |
12 |
8 |
2001 |
Benetton |
17 |
17 |
0 |
0 |
0 |
2 |
17 |
2002 |
Renault |
17 |
17 |
0 |
0 |
0 |
14 |
7 |
2003 |
BAR |
16 |
15 |
0 |
0 |
0 |
17 |
9 |
2004 |
BAR |
18 |
18 |
0 |
10 |
1 |
85 |
3 |
2005 |
BAR |
17 |
16 |
0 |
2 |
1 |
37 |
9 |
2006 |
Honda |
18 |
18 |
1 |
3 |
1 |
56 |
6 |
2007 |
Honda |
17 |
17 |
0 |
0 |
0 |
6 |
15 |
2008 |
Honda |
18 |
18 |
0 |
0 |
0 |
3 |
18 |
2009 |
Brawn |
17 |
17 |
6 |
9 |
4 |
95 |
1 |
2010 |
McLaren |
19 |
19 |
2 |
7 |
0 |
214 |
5 |
2011 |
McLaren |
19 |
19 |
3 |
12 |
0 |
270 |
2 |
Итог |
|
210 |
208 |
12 |
43 |
7 |
811 |
|
Дженсон Баттон произвел настоящий фурор своим появлением в Формуле 1. Гоночную карьеру британец начал в конце 80-ых. С 1988 по 1997 гг. выступал в картинге: трехкратный (1990-1992) победитель детского чемпионата Великобритании, победитель открытого чемпионата Великобритании в 1993 года. В 1994-1995 выступал в чемпионате Италии, который выиграл в 1995 году. Также в 1995 году стал вице-чемпионом мира. В 1996 году Баттон занял 5 место в чемпионате Европы, стал третьим в американском чемпионате и Кубке мира в Японии, а в 1997 году стал чемпионом Европы и выиграл Кубок памяти Айртона Сенны. В 1998-ом британец перешел в Формулу Ford, где стал чемпионом Великобритании и вице-чемпионом Европы, в 1999-ом - в Формулу 3 (3 место в чемпионате Великобритании).
В 2000 году Дженсон дебютировал в Формуле 1 за рулем BMW- Williams. Первый Гран При в Мельбурне не принес ему удачи – 21-ое время в квалификации и сход в гонке. Однако уже в следующей гонке в Бразилии, Дженсон набрал свои первые очки. Лучшее место на старте – 3-ий в Бельгии. Кроме того британец заработал очки в шести этапах с лучшим результатом 4-ое место (Гран При Германии) и занял 8 место в чемпионате. В 2001 выступал за Benetton: лучший результат в квалификации - 9 место в Японии, очки набрал один раз - пятое место в Германии, и стал семнадцатым в чемпионате. В 2002 году продолжил выступления за Benetton, который к тому времени уже превратился в заводскую команду Renault. Результаты Баттона улучшились, в Малайзии он до последнего круга шел на третьем месте и мог подняться первый раз в карьере на пьедестал почета, но за полкруга до финиша пропустил вперед Михаэля Шумахера. В целом два года в Benetton-Renault принесли Баттону одни разочарования, и болельщики не надеялись увидеть его на старте сезона-2003 года. Однако молодого англичанина взял под свою опеку шеф команды BAR Дэвид Ричардс, и в 2003 году Баттон затмил своего партнера по команде Жака Вильнева, а после увольнения канадца, стал первым номером в BAR.
Сезон-2004 года оказался самым удачным в карьере Дженсона: 10 подиумов в сезоне, поул в Имоле и итоговое третье место по итогам чемпионата - впереди только асы непобедимой Ferrari. Однако в то же время Баттон оказался втянутым в самый громкий скандал года. В августе Дженсон неожиданно для всех объявил, что в 2005 году будет защищать цвета Williams, команды, которая привела его в Формулу 1. Все бы ничего, но у Баттона был контракт с BAR на 2005 год. В итоге состоялся суд, по решению которого англичанина обязали провести 2005 год в команде Дэвида Ричардса, а в 2006 году, согласно подписанному контракту с Williams, он отправиться в команду Фрэнка Уильямса. Сезон-2005 года выдался для Баттона не таким успешным, как предыдущий. В первых гонках шасси BAR 007 было не конкурентоспособным, но уже в Имоле Дженсон смог подняться на подиум. Однако стюарты FIA уличили команду в нарушении регламента, аннулировали результат гонки, и дисквалифицировали BAR на два этапа. На время Баттон превратился в спортивного комментатора британского телеканала ITV. Примерно в тот же период Баттон оказался втянут в очередной скандал, который получил название «Баттонгейт-2». Имея контракт с Williams на 2006 год, Баттон подписал пятилетний контракт с BAR. Если в 2004 году Дженсон порывался уйти из BAR в Williams, то в 2005 ситуация стала прямо противоположной. В итоге, чтобы откупиться от контракта с Williams, Дженсону пришлось заплатить более 30 миллионов долларов отступных.
В конце 2005 года команда BAR сменила владельца и получила новое название – Honda. В напарники Баттону пригласили многоопытного Рубенса Баррикелло. Чемпионат 2006 года начался для Honda со сплошных разочарований, но уже во второй половине сезона, на Гран При Венгрии, Дженсон одержал свою первую победу в карьере. Стартуя с 14-ого места из-за штрафа за замену двигателя, Батон продемонстрировал безупречное пилотирование машины в сложных погодных условиях, что позволило ему подняться на верхнюю ступень пьедестала почета. Эта победа стала отправной точной для развития дальнейшего успеха – во всех оставшихся гонках сезона, англичанин набрал больше всех очков, опередив по этому показателю даже Михаэля Шумахера и Фернандо Алонсо, которые боролись между собой за титул чемпиона мира.
Нет ничего удивительного в том, что многие эксперты называли Дженсона одним из фаворитов сезона-2007. Однако конструкторам Honda не удалось построить конкурентоспособный болид, и Баттон сумел набрать только 6 очков за весь сезон. После завершения чемпионата англичанин заявил, что если в следующем сезоне команде не удастся добиться значительного прогресса, то он будет искать другие пути продолжения карьеры.
Чемпионат 2008 стал самым провальным за всю карьеру Дженсона в Формуле 1. Англичанин сумел набрать только три очка и в общем зачете чемпионата мира стал последним пилотом из тех, кому удалось набрать зачетные баллы. Столь разочаровывающие результаты объясняются вполне просто – Honda так и не удалось подготовить к новому сезону быстрый и надежный болид. Когда же Honda в конце 2008 года объявила о немедленном уходе из спорта, многие поспешили поставить крест на карьере Баттона. Однако японскую команду выкупил на тот момент технический директор "конюшни" Росс Браун и Дженсон Баттон получил контракт с вновь созданной командой Brawn GP.
На Гран При Австралии 2009 года Дженсон заработал для команды первый поул и вторую для себя победу. Одержав победы в шести из семи первых Гран При, Баттон досрочно завоевал титул чемпиона мира в предпоследней гонке на Гран При Бразилии.
После победы англичанин совершил поступок, которого мало кто от него ожидал. Дженсон заключил контракт с командой McLaren.
|